Врачебно - физкультурный диспансер
Нижний Новгород

Закаливание детей

Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и крепкими. Начинать работать в этом направлении следует уже с первых дней жизни малыша. Что такое закаливание?
Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма неблагоприятным условиям внешней среды. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ, уменьшает число простудных заболеваний, а также способствует повышению физической и умственной работоспособности.
Повысить защитные силы организма и его адапционные возможности, выработать индивидуальные реакции на холод и тепло несложно. Это делается по такому же принципу, как и наращивание возможностей мышц или памяти: регулярные тренировки и постепенное возрастание нагрузок. Приступать к закаливанию никогда не поздно: в любом возрасте вы можете начать проводить закаливающие процедуры, и чем раньше оно начнется, тем здоровее и устойчивее будет ваш организм. Но учтите, что закаливание начинают при условии полного здоровья человека. Поэтому перед оздоравливающими процедурами необходимо проконсультироваться с врачом и решить, как проводить закаливание с учётом вашего возраста, индивидуальных особенностей и состояния здоровья.

Закаливание в режиме дня ребенка.


Закаливание организма должно проводиться систематически изо дня в день и в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Лучше всего, если использование закаливающих процедур будет закреплено в режиме дня. Перерывы в закаливании снижают приобретённую организмом устойчивость к температурным воздействиям. Так, проведение закаливающих процедур в течение двух-трёх месяцев, а затем их прекращение приводит к тому, что в течение пяти-семи дней малыш возвращается к тому состоянию, какое у него было до начала процедур. Поэтому закаливающие процедуры должны быть постоянными и проводиться в течение всей жизни. Противопоказаний для закаливания нет. В случае появления признаков заболевания закаливание временно прекращают. После выздоровления, через одну-две недели, его возобновляют с начального периода.

Правила закаливания.

Чтобы процесс закаливания проходил гладко, необходимо соблюдать определенные правила:

  1. Проводите закаливающие процедуры в любое время года и без перерывов.
  2. Постепенно увеличивайте силу раздражающего воздействия (воздуха, воды, солнца).
  3. Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
  4. Закаливающие процедуры должны сопровождаться положительными эмоциями ребенка.

Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливающих процедур, а иногда и к истощению адаптационных возможностей организма. Показателями правильного проведения закаливания и его положительных результатов являются: крепкий сон, хороший аппетит, хорошая прибавка в весе, бодрость малыша и т.д. Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.
Общие мероприятия:

  1. правильный режим дня,
  2. рациональное питание,
  3. прогулки с малышом в любую погоду в соответствующей сезону одежде,
  4. посещение бассейна для грудничков или занятия плаванием в домашней ванне.

Уже эти мероприятия создают условия для правильного развития детского организма.

К специальным мероприятиям относятся (по силе воздействия):

  1. закаливание воздухом (воздушные ванны),
  2. водой (водные процедуры),
  3. солнцем (солнечные ванны).

Воздушные ванны.

Воздушные ванны являются первой закаливающей процедурой для грудного ребенка. Дети очень чувствительны к недостатку свежего воздуха. Находясь длительное время в плохо проветриваемых помещениях, они становятся вялыми, раздражительными, у них нарушается сон, снижается аппетит.

Температура воздуха в комнате новорожденного должна быть 23°C, для детей в возрасте от 1 до 3 месяцев – 21°C, от 3 месяцев до года – 20°C, старше года – 18°С. Грудным детям свойственны высокие энергетические затраты, и потребление кислорода у них в 2,5 раза больше, чем у взрослых. Поэтому зимой помещение необходимо проветривать 4-5 раз в день по 10-15 минут, летом форточки могут быть постоянно открытыми. Проветривание с помощью форточки проводят в присутствии детей – снижение температуры воздуха на 1-2°C является закаливающим фактором.

Перед принятием воздушных ванн помещение следует проветрить. Для грудных детей оптимальная температура воздуха при проведении процедуры должна быть 20-22°C. Для малышей от одного до двух лет температура воздуха должна быть 18-19°C. Для детей старше двух лет, хорошо переносящих закаливание, температура воздуха может быть снижена на 3-5°C. Вначале процедура длится 1-2 минуты, затем каждые пять дней она увеличивается на 2 минуты и доходит до 15 минут для детей до шести месяцев и до 30 минут для детей старше шести месяцев. Максимальное время для проведения воздушных ванн в 2-3 года – 30-40 мин.

Воздушные ванны обязательно должны сочетаться с гимнастическими упражнениями. Дети старше полутора лет принимают воздушные ванны во время утренней гимнастики: сначала — в трусиках, майке, носках и тапочках. Позже можно оставлять только трусы и тапочки.

Водные процедуры.

Водное закаливание оказывает более сильное воздействие на организм, чем воздушные ванны. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз выше, чем воздуха.

Лучше начинать с самого простого — умываний. Утром рекомендуется мыть руки, лицо, область груди и шеи умеренно холодной водой. В течение дня ребенок может просто поиграть в воде. Перед сном после ванны можно принять прохладный душ, не забывая потом облить стопы холодной водой. Мытье ног считается очень эффективной процедурой, которая дает хороший закаливающий результат. Лучше начать с 35°С и постепенно снижать до 20°С. Продолжительность составляет 1-2 минуты. Потом ноги обязательно следует хорошо вытереть полотенцем.

Одновременно с этим можно обтирать ребенка влажным полотенцем. Неторопливыми массажными движениями сначала обтирают руки и ноги, далее спину и грудь, а потом живот.

Обтирания можно начать с температуры 35°C, потихоньку снижая ее до 23-25°C. Ребенка надо натирать до небольшого покраснения кожи мягкими движениями. Длительность процедуры составляет 1-3 минуты.
Если обтирание прошло хорошо, то смело можно переходить на обливания. Их следует проводить сразу же после купания. Сначала обливают плечи и руки, потом спину и ноги, а затем голову. В летнее время можно обливаться на улице.

Отличным гигиеническим средством является душ. Его можно принимать каждый день. Теплый душ тонизирует кожу и усиливает обменные процессы, прохладный способствует стимуляции терморегуляции, холодный душ имеет заметное закаливающее действие. Длительность процедуры должна составлять не более 2-3 минут. Вначале температура воды должна быть равной 36°C, постепенно следует снижать до 20°C.

Прекрасно активизирует защитные системы детского организма контрастный душ. При этом мощное воздействие эта процедура оказывает при наибольшей разнице температур. Нужно включать по очереди холодную и теплую воду, и чередовать в течение 3-х минут. После этого ребенка надо укутать. Контрастный душ очень бодрит, поэтому проводить его рекомендуется утром.

Купание в бассейне и открытых водоемах — один из методов традиционного водного закаливания. Во время этого необходимо двигаться, таким образом ребенок не переохлаждается и повышается профилактический эффект от купания.

Закаливание солнцем.

Закаливание солнцем хорошо укрепляет силы организма ребенка и помогает выработке витамина D, который так необходим костной, мышечной системе и зубам. Но пребывание под открытым солнцем лучше избегать во избежание ожогов и солнечного удара. Детям до года лучше принимать такие солнечные ванны под кронами деревьев, там рассеянный свет. Так можно получить пользу от солнца и не перегреваться при этом.

Дети постарше могут смело бегать под открытым солнцем, но не стоит забывать одевать на голову косынку или панамку. На солнце разрешено пребывать с 9 до 11 и 16 до 18 часов. После прогулки ребенка можно облить прохладной водой.

Таким образом, закаливающие процедуры можно начинать с первых дней жизни ребенка. Закаливайтесь всей семьей и будьте здоровы!

Врач ЛФК МезиноваЕ.Ю.

Роль двигательной активности в жизни человека

Двигательная активность играет очень большую роль в жизни человека. Уже новорожденный ребенок испытывает потребность в движении. И это не случайно. Доказано, что все развитие ребенка до года идет через двигательную сферу. Движение стимулирует развитие общей клеточной массы, которая идет на построение других органов и систем, в том числе и головного мозга.
Долгое время в науке двигательная активность рассматривалась как «вынужденная необходимость», как средство, для того чтобы добыть хлеб насущный. Ошибочное представление о двигательной активности бытовало в медицине. Многие известные врачи XIX века, исследуя функциональное состояние сердца спортсменов и людей, занятых тяжелым физическим трудом, делали вывод о пагубном влиянии любых физических напряжений, связанных с тренировкой и, особенно, со спортивными соревнованиями.

Заблуждался и известный канадский патофизиолог Ганс Селье, автор «теории стресса»(1956). По Селье существует генетически предопределенная величина адаптационной энергии. К стрессовым реакциям относятся и физические нагрузки, и двигательная активность. По этой теории каждая стрессовая реакция организма, например, физические нагрузки, могут быть лишь причиной, которая укорачивает продолжительность жизни. С точки зрения "теории истощения" двигательная активность индивидуума обусловливает постепенное "старение" организма с его зарождения. Селье считал, что адаптационные ресурсы организма строго детерминированы, только тратятся и не восстанавливаются "Теорию истощения" по праву сменила теория, которая получила название "энергетическое правило скелетных мышц". Суть ее такова: двигательная активность не истощает энергофонд организма, а управляет энергетикой, жизнью организма, его ростом и развитием. Она переводит его на новый более высокий уровень энергетики.

Согласно этой теории, энергетика целостного организма и его структур находятся в прямой зависимости от функционирования скелетных мышц. Речь идет не просто о постепенной трате наследственно предопределенного энергетического фонда, а о непрерывном обогащении его за счет так называемых избыточных, тренирующих нагрузок. Благодаря двигательной активности человек как бы "заводит часы своей жизни", обеспечивая себе тем самым полноценное индивидуальное развитие. То есть, для того чтобы обогатиться дополнительными энергетическими ресурсами, необходимо потратить уже имеющиеся ресурсы.

Физические упражнения – чудо лекарство для организма.

  1. Физическая активность поощряет рост новых клеток головного мозга. Аэробные нагрузки увеличивают производство нейротропного фактора мозга, вещества, которое участвует в нейрогенезе – синтезе новых нервных клеток. Как только производство новых клеток отстает от их потери – наступает старение мозга. Повышенная активность производит новые клетки в височных долях (ответственных за память) и в лобной коре. Эти новые клетки живут около 4-х недель, а затем умирают, если не получают стимуляции. Если вы стимулируете нейроны, занимаясь умственной или социальной деятельностью, они связываются с другими нейронами и помогают усваивать новые знания.
  2. Физическая активность увеличивает когнитивную способность в любом возрасте. Не зависимо от того, сколько вам лет, физические нагрузки улучшают память и способность мыслить ясно. Подвижность тела помогает защитить функции кратковременной памяти в гиппокампе от воздействия стрессов.
  3. Физкультура улучшает настроение. Когда вы заставляете сердце сильнее качать кровь, вы посылаете в мозг больше влияющей на настроение аминокислоты L-триптофан, предшественницы серотонина. Эта маленькая аминокислота, конкурирующая с более большими по размеру аминокислотами за право попасть в мозг. При тренировке мышцы перерабатывают крупные аминокислоты и повышают шанс триптофана достичь мозга.
  4. Тренировки помогают лечению депрессии. 12 недель упражнений равны по действию одному медицинскому препарату.
  5. Тренировки уменьшают тревожность и беспокойство.
  6. Тренировки помогают предотвратить деменцию и болезнь Альцгеймера.
  7. Тренировки помогают при синдроме дефицита внимания. Майклу Фелпсу диагностировали СДВ в 9 лет.
  8. Физкультура помогает нормализовать сон.
  9. Тренировки помогают женщинам справиться с гормональными изменениями.
  10. Регулярные тренировки увеличивают в крови содержание окиси азота, которая воздействует на гладкую мускулатуру сосудов и помогает ее расслаблению, что способствует кровотоку.
  11. Во время упражнений увеличивается производство глутатиона – главного антиоксиданта организма. Он защищает мышцы и другие ткани от повреждений свободными радикалами и преждевременного старения.
  12. Физические упражнения увеличивают кровообращение в коже – это стимулирует регенерацию клеток и производство коллагена. Также ускоряют процессы заживления повреждений.
  13. Физически активные люди бессознательно выбирают более правильную еду, больше заботятся о сне и здоровье вообще.


Необходимые нагрузки.

  1. Аэробные нагрузки. Для поддержания здоровья достаточно ходить четыре раза в неделю по 5км за 45 минут.
  2. Силовые нагрузки. В любом возрасте как минимум 2 раза в неделю.
  3. На координацию. Это и занятия лечебной гимнастикой, пилатесом, йогой, а так же спортивные игры, особенно полезен для мозга настольный теннис.

Занимайтесь регулярно и будьте здоровы!

Врач ЛФК Мезинова Е.Ю.