Новости и события

Начало занятий спортом в соответствии с возрастом ребенка.

На Древнем Востоке считалось, что всякая болезнь является результатом совершенной ошибки. Больной считался преступником, он достоин был презрения, потому что плохо воспитан и в результате заболел.   Прошли столетия и мнение на этот счет не столь однозначно. Все мы знаем, что не последнюю роль в возникновении заболеваний играют социально-экономические условия, экологическая обстановка, генетическая предрасположенность и др. Всем хорошо известно, что никотин, алкоголь, лень, бездеятельность, чревоугодие - это пленительные убийцы, грабители здоровья.

И все же причиной многих заболеваний человечества является гипокинезия. Она существенно снижает устойчивость организма к вредным влияниям среды.

        Научно доказано, что уровень обменных процессов в каждом возрасте зависит от работы скелетной мускулатуры. Человек, который занимается физкультурой и спортом обладает большими функциональными возможностями. Наблюдения за юными спортсменами показывают, что их систематические тренировки повышают устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды, расширяют защитные и адаптационные способности организма.

      Различные формы физической активности возможны с рождения человека. Но только в возрасте 12-14 лет организм в основном сформирован, что дает возможность постепенно переходить к спортивной тренировке. Так утверждает большинство физиологов. Однако, в наше время представления о юных спортсменах, уверенно штурмующих мировые рекорды в ряде видов спорта, сильно изменились. Уже с полным правом можно говорить о существовании традиционно детских видах спорта- плавании, фигурном катании, спортивной и художественной гимнастике и др. В этих видах спорта произошло существенное омоложение чемпионов и рекордсменов РФ, Европы, Мира, Олимпийских игр. В большей мере это связано с активным развитием во многих странах ранней спортивной специализации.

В работе с юными спортсменами требуется индивидуальный подход с учетом психологических и анатомо-физиологических особенностей. А это накладывает ответственность на тренера и требует от него особого педагогического мастерства.

     Возраст начала спортивных тренировок индивидуален для каждого вида спорта и может меняться в определенных пределах, но физиологически обоснован в 12-14 лет. В раннем возрасте путем занятий чрезмерно длительными и интенсивными упражнениями не следует в корне перестраивать биологически обусловленный темп и характер формирования обменных процессов, развитие и взаимодействие различных органов и систем ребенка.Начинать следует с развития скорости и ловкости, что будет служить основой для становления силы и различных форм выносливости. Тренеру следует постоянно расширять круг средств разносторонней физической подготовки. И только когда создана широкая база для дальнейшего роста, разносторонняя подготовка должна все шире развертываться вокруг основного тренируемого вида спорта и соответствующего двигательного навыка. В противном случае повышение результатов быстро прекращается.Форсированная тренировка приводит в раннем возрасте к неблагоприятным последствиям, вызывает истощение организма и быстрое падение результатов.

   При рациональном построении тренировочного процесса с учетом анатомо-физиологических особенностей и аппарата кровообращения многие юные спортсмены в 13-16 лет добиваются высоких спортивных результатов. Однако тренеру следует помнить,что в этом возрасте еще не завершено формирование механизмов, которые координируют функцию сердца и сосудов как единое целое – систему кровообращения.

    Индивидуальный подход к каждому юному спортсмену обусловлен различным биологическим созреванием детей одной возрастной группы. Дети одного календарного года рождения могут отличаться на 4-5 лет, обладая большими морфофунциональными возможностями - акселераты, чем их сверстники- медианты и ретарданты. Но  практика отмечать успехи в физическом воспитании детей- акселератов неверна. Так как в более поздние календарные сроки медианты и ретарданты могут обходить акселератов, добиваясь выдающихся спортивных  достижений в зрелом возрасте. Поэтому все они должны получать стимул для занятий спортом.

    А вся система спортивной тренировки, проведение спортивных соревнований должны  строиться не на основе календарного возраста, а биологического возраста детей.

    Психика ребенка легко ранима отрицательными эмоциями. Настрой детей на романтику, сказку, музыку, цвет, тепло, улыбку обеспечивает повышение спортивной работоспособности. При этом нужно помнить, что детский спорт не может быть без риска, без сильного эмоционального возбуждения, поэтому всегда возможно физическое и психическое перенапряжение, переутомление и следствие получение травмы или заболевания.

Одним из ведущих направлений детской спортивной медицины остается изучение заболеваемости и травматизма юных спортсменов, организация профилактических мероприятий в процессе спортивной тренировки. Своевременный медицинский контроль над состоянием здоровья и адекватностью физических нагрузок, лечение предпатологических состояний, медицинское обеспечение соревнований, санитарный контроль за местами проведения тренировок и соревнований – вот тот неполный перечень работы спортивных врачей и тренеров, направленных на то, чтобы ранняя спортивная специализация была эффективной.

   Но не обойтись и без помощи родителей. Положительный эмоциональный настрой в семье, организация правильного питания, режима дня и отдыха помогут юному спортсмену заниматься любимым видом спорта и неуклонно идти к вершинам высших спортивных достижений.